11 декабря в Красноярском театре кукол состоялась премьера музыкальной сказки «Мой снежный друг» (3+). Режиссер спектакля Наталия Степаненко (Калининград) рассказала о работе над постановкой, о своей любви к кукольному театру и поделилась секретом создания новогоднего настроения.
Наталия, насколько, на Ваш взгляд, актуальна тема, поднимаемая в спектакле?
Как таковая проблема немного спрятана под сюжет. Начнем с того, что любой ребенок сталкивается с каким-то страхом, с травмирующей ситуацией и невозможностью преодоления чего-либо, с одиночеством… мы в любом случае натыкаемся на одни и те же вещи, вырастая. Просто в разное время.
Наша девочка – Софи – оказалась в стрессовой для себя ситуации, когда она чисто физически не может ходить – не навсегда, на некоторое время. То есть это травма, которую надо пережить, а еще сюда накладывается момент страха быть непринятой из-за того, что ты не можешь полноценно продолжать свою жизнь. Но мы то взрослые понимаем, что это временно, слава богу, и этот момент просто нужно суметь пережить.
На самом деле мне бы хотелось, чтобы ребенок, пришедший на спектакль, понял – девочка попала в беду, но это возможно преодолеть. И он, вместе с ней пройдя сейчас через эти проблемы, столкнувшись позже с какой-то сложной для себя ситуацией (которая на первый взгляд тоже кажется бедой), вспомнит этот опыт и найдет в себе силы для прохождения собственного трудного пути.
Дети – очень сочувствующие люди. И вот эта вот сила воображения, сила детской души, дает возможность преодолеть сложные моменты жизни фантазийно и легко.
Расскажите, пожалуйста, о создателях спектакля.
В основе спектакля – прекрасная и добрая пьеса, написанная Заслуженным артистом России, актером Омского государственного театра кукол, актера, маски «Арлекин», Дмитрием Войдаком.
Куклы и декорации к спектаклю изготовлены Санкт-Петербургской художницей Натальей Штырц. Я приглашаю ее уже в четвертый раз, потому что у нее есть совершенно уникальная способность делать трогательных кукол, то есть они у нее доверчивые, открытые миру. Есть у художников-кукольников такая способность: делать скульптуру так, что под разными ракурсами у куклы разное выражение лица. Практически все ее куклы могут сыграть любую эмоцию – от глубокой печали до восторженной радости. Мастерство художника определяется умением делать вот этих «мимирующих» кукол… Они, конечно, не мимируют, но в определенном положении и под правильным освещением, меняют выражение лица.
Плюс они у нее настолько щемяще-нежные, что у меня, например, сердце не выдерживает, я всегда влюбляюсь в них с первого взгляда, они меня вдохновляют на то, чтобы делать что-то очень чистое, но при этом озорное.
Куклы сделаны ее руками в Санкт-Петербурге. Она их уже привезла готовыми, и я на них наглядеться не могу. Она – волшебница! Ей удается создать какой-то особый мир, волшебное пространство.
Понимаете, есть художники, которые сделают куклу, и ты не знаешь, что с ней делать. Стоит красивая. А есть художники, у которых куклу взял, и отпускать не хочешь, хочется держать ее в руках, оживлять – с ней хочется придумывать. Она просит слов, движений, действий… Это огромный талант – уметь делать кукол, с которыми хочется работать, когда руки по-хорошему чешутся и надо что-то придумывать. Меня она вдохновляет. В который раз!
Теперь о музыке. Музыка на самом деле удивительная. Уже не первый спектакль я работаю с Андреем Степаненко моим однофамильцем… (смеется) и мужем. Он дирижер народного оркестра в Калининграде, плюс композитор и аранжировщик. Он и написал музыку к этому спектаклю (мы его окрестили бэби-мюзиклом, потому что очень много музыкального материала и все самые главные узловые моменты решены с помощью музыкальных сцен). Так, главный герой – Лев-Кот исполняет достаточно большой объем музыкального материала. Он – волшебный персонаж и, конечно же, не может долго разговаривать прозой, ему надо голосить, шалить, трансформироваться. Он облачное, волшебное существо, поэтому для него органичнее всего «общаться» песнями.
А кто исполняет музыку?
Это живьем записанная ритм-секция: гитара, бас-гитара, ударные, фортепиано и струнный квартет. Это полноценная живая музыка, очень красивая! Это – суперхиты! Вот знаете, как из «Фиксиков» разбирают мелодии! Музыка волшебная, легко ложится на слух, а последнюю песню должны петь все детские хоры страны, потому что она простая, очень чистая, очень классные слова Дима Войдак написал и замечательная мысль заключена в финальной песне:
«Какого будет цвета
Твоя планета –
Зависит только от тебя!»
Я очень горжусь таким форматом подачи музыки, тем более, что актеры поют «живьем». Это достаточно сложно – совмещать кукловождение и исполнение вокальных партий, с чем актеры Красноярского театра кукол, считаю, справились достойно.
Для Вас театр кукол – это развлечение, искусство или воспитательный процесс?
Однажды мой драматург, с которым я постоянно общаюсь, переписываясь с моим мужем обо мне (смеется), сформулировали кредо моего творчества (это было очень забавно!). Муж потом мне сказал: «Я понял, зачем ты всем этим занимаешься! Ты создаешь островок любви и безопасности, на котором можно отдышаться, встретить своего внутреннего ребенка и потом идти дальше, уже пережив эту историю встречи с самим собой, с новым дыханием».
«Мой снежный друг» – это теплая, семейная история, она будет поучительна не только для детей, но и для их родителей. Если после спектакля им будет о чем поговорить, если они, вместе прожив эту историю, найдут КАК ее применить, то это будет здорово!
Это сказочная территория, на которой есть какая-то особенная энергия детства, сказки, любви, на которой хочется задержать взгляд. Все мои спектакли немного такие. Это островок, на котором ты встретишься с внутренним ребенком, даже если ты – ребенок (смеется). Вот для этого мы и работаем, чтобы каждый взрослый сказал: «А мне тоже 5 лет. Как тебе, мой сын. Давай вместе с горки съедем». Чтобы было место, где мы все равны, где мы – распахнутые души, мы счастливы, мы любимы и умеем любить.
Если Ваши спектакли по большей части семейные, оправдано ли указание для них возрастных рамок?
Ну, конечно, нет. Я считаю, что если спектакль интересен, то он интересен и детям, и взрослым. Единственное, что бывают смыслы, которые становятся понятны лишь с возрастом. Спектакль «Мой снежный друг» понятен детям с трех лет, но интересен до 95 или до 99 лет. То есть, на мой взгляд, возрастной ценз нужен только потому, что младше указанного возраста спектакль может быть непонятен, из-за употребляемых слов, или потому, что там слишком насыщенный сюжет. А интерес не может быть возрастным. Я сама смотрю спектакли 2+ взахлеб. Это же не значит, что я деградировала до двухлетнего ребенка. Просто души не имеют возраста. Да, слова мы не все знаем в два года, да, мы не можем воспринять какую-то трехэтажную структуру, но мы можем постичь чувствами все. С двух лет, с полутора лет, иногда с года.
Вы взахлеб говорите о театре кукол, откуда такая любовь?
Так сложилось, что я этим языком умею разговаривать. В свое время я не поступила на специальность «Артист драматического театра и кино». Как многие… как все… Потому что в этом возрасте мы не очень понимаем куда идем. Но, поступив на «Артиста театра кукол», в первом семестре обучения вдруг поняла, насколько это магический жанр… Я много раз замечала, что куклы имеют прямое воздействие на подсознание, почти как музыка – в них есть какая-то сакральная сила, которой не обладает человек. От человека в любом случае у тебя есть защита, которую пробить не так просто. У куклы (я не знаю КАК они это делают!) это напрямую. Вот тебе 60 лет – тебе не 60, тебе четыре года. Хотите или нет, но вы не сможете от куклы выстроить защиту. Не получится! Вот почему раньше в различных магических ритуалах использовали кукол? Именно поэтому! Человек почему-то наделяет ее какими-то свойствами, от которых нет защиты. Я много раз это замечала.
У меня была (и есть) кукла – маленький белый медвежонок. Когда еще училась, я придумала интерактивный клоунский номер. Подхожу с ней к взрослому солидному человеку в костюме и галстуке, говорю: «Давайте ладошку». Он мне дает ладошку, а в нее залезает белый медвежонок. У человека слезы катятся по усам. Что там такое пробуждается, я не знаю, но когда это увидела, поняла, что никогда в жизни такого воздействия (какой бы красивой, умной, талантливой не была) я не добьюсь. А медвежонок только на руку сел и человек захлюпал. Потому что он встретился здесь и сейчас со своим внутренним ребенком, перед безграничной любовью которого он беззащитен. Говорят, если люди на дельфинов смотрят и плачут, то у них душа очищается, вот у кукол примерно тот же эффект. И у меня, как мне кажется, получается найти эти струны и даже не дергать за них, а просто найти правильную интонацию, чтобы душа очищалась.
А еще театр кукол непостижим для меня тем, что он абсолютно в любом жанре может быть выразительным. Я пробовала делать спектакли для взрослых – это эротизм верхнего порядка! Можно 50 актрис раздеть, не тот эффект будет, как если одна кукла обнажит плечико.
Или юмор. Может быть очень смешной артист, но кукла всегда смешнее. Первый раз, увидев Петрушек Толи Архипова (он один из лучших петрушечников России), я хохотала животным хохотом. Я не знала, что умею так хохотать, никогда ни над одной комедией так не смеялась!
Я поняла, что всю жизнь готова потратить на исследование этого бездонного и безграничного мира! Никогда никуда не уйду, потому что это – Вселенная.
Меня как-то спросили, почему я не учусь на режиссера драматического театра. Все равно все те же дисциплины изучаю, плюс куклу. Да потому что я понимаю – у меня выразительных средств раз в 300 больше, чем у любого драматического режиссера. Я в этом не ограничена вообще, мои мысли абсолютно свободны. И это – богатство, огромное богатство!
Да, это сложно, да, это куча ограничений. Да, это дорого, но я готова тратить на это деньги, время, силы, мозги закручивать против резьбы, для того, чтобы получалось.
Нужны ли особые качества, чтобы стать режиссером кукольного театра?
Мне кажется, тут необходимы мозги, вывернутые мехом внутрь. Я не знаю, как это происходит. Но думаю должно быть так – ты пришел в кукольный театр и влюбился в него так, что зубы свело. До мурашек, до озноба. И потом ты всю жизнь его постигаешь. А вообще, режиссер театра кукол – это волшебник, очень ранимый, великодушный, неистовый персонаж. Все мои друзья режиссеры – фантазеры.
Спектакль «Мой снежный друг» достаточно новогодний. Что Вы хотите пожелать на Новый Год детям и взрослым?
Я как-то в прошлом году шла по улице и понимала, что новогоднего настроения нет. Вообще. Совсем. Настолько все было печально, что я искала это ощущение из детства, когда ты мандаринкой объелся, мишуриной замотался, сел под елку и счастлив – ты в волшебной стране.
Я думаю: «Где же мне эту волшебную страну отыскать? Я хочу хотя бы часть этих эмоций испытать сейчас». Взяла и сделала спектакль про маленького Деда Мороза. Потому что решила, что если мне никто праздник не создает, я это сделаю сама.
Сделала спектакль, посмотрела его, прослезилась несколько раз и вдруг как ёкнет у меня это новогоднее настроение! Как оно меня накроет! И «душа, захлюпав, вдруг размокла у меня». Нужным прямо образом.
Это я к тому, что мы сами волшебники – для своих родных, друзей, для своего города. Если мы захотим создать себе новогоднее настроение, нас никто не остановит, никто нам не сможет помешать. Надо лишь захотеть!
Я желаю, чтоб вы были всемогущими волшебниками сами для себя. Все в наших руках. Не надо ждать праздника извне, он всегда внутри! (смеется) Его просто нужно бережно достать и развернуть!
Источник: Театр Кукол
Автор фото: Александра Крафт
Автор текста: Ольга Янковская