Режим самоизоляции, введенный в связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой, сильно поменял поведение потребителей. И многие из появившихся новшеств будут актуальны как сегодня, так и в будущем. О трендах посткарантинной реальности размышляет Дина Магомедова, заместитель генерального директора NMi Group .
Повышенное внимание к гигиене и своему здоровью
Вопрос здоровья стал основным. Когда люди начали выходить на улицы, особое внимание стало уделяться дистанции с окружающими, в помещениях — наличию антисептиков и других средств личной гигиены.
Проявилась такая забота о своем здоровье и в повышении спроса на лекарственные препараты. Если раньше симптомы недомогания часто воспринимались как пустяк, сейчас это повод обратиться к врачу или лечиться самостоятельно проверенными способами. Возможно, такая тенденция приведет к повышению спроса на экологически чистую продукцию (натуральную, фермерскую), но немного позже, когда страх заболеть немного будет спадать. Вероятно, возрастет спрос на цифровую медицину.
Переход к разумному потреблению
Несмотря на то, что в первое время самоизоляции наблюдалась тенденция к массовым закупкам (что логично: потребители не понимали, что будет дальше, будет ли у них шанс купить что-то позднее), постепенно ситуация изменилась — снизился ажиотажный спрос, люди перешли к более разумному потреблению, стали осознавать, что им объективно нужно, а что нет. Отчасти это связано с принятием ситуации и осознанием, что даже если режим самоизоляции продолжится, они все равно в любой момент смогут купить необходимое; отчасти — из-за экономического кризиса и снижения доходов у внушительной части населения.
Согласно прогнозам Nielsen, сейчас быстро стабилизируется приобретение регулярно потребляемых свежих продуктов, например, овощей; товары с длительным сроком хранения будут ожидать краткосрочные закупки (это медикаменты, средства гигиены, консервы, крупы и т. д.), а спрос на «необязательные» покупки, такие как одежд и косметика, сначала упадет, а затем вновь вырастет.
Потребители стали более аккуратно планировать свои расходы. 52% населения, по их словам, сократили обычное потребление, 39% намерены начать откладывать деньги, 25% делают покупки впрок. Кроме того, покупатели выбирают большие упаковки, ищут промоакции и скидки.
Рост виртуальной реальности
COVID-19 — глобальный социальный эксперимент, заставивший нас пересмотреть взаимоотношения с технологиями и всеобщей диджитализацией. Согласно исследованию, проведенному технологической компанией Criteo, 54% потребителей открыли для себя хотя бы один новый формат онлайн-шоппинга. В период пандемии четверо из 10 потребителей сделали покупку хотя бы в одном интернет-магазине, и спрос на онлайн-товары и услуги, к которым потребители привыкли за время карантина, будет расти. Среди самых востребованных — доставка и контент.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, 7 млн новых покупателей пришли в e-com в период пандемии. 39% планируют увеличить покупки и после окончания коронакризиса.
Увеличилось количество онлайн-покупок, совершаемых бесконтактно. Раньше такой способ приобретения был более распространен среди молодежи, сейчас он ассоциируется не только с комфортом, но и с безопасностью. Учитывая, что негативных последствий не наблюдается, эта тенденция сохранится и далее — количество онлайн-продаж будет расти. В первую очередь это касается продуктов и товаров первой необходимости.
В такой же ситуации находится и доставка готовой еды: те, кто привык есть вне дома, перешли на онлайн-заказы. Более того, по данным Criteo, 24% из тех, кто не делал этого ранее, продолжат заказывать еду с доставкой на дом. Что касается одежды и обуви (тех вещей, которые обычно примеряют и трогают перед покупкой), — их приобретение во многом останется таким же, как и до самоизоляции: многие предпочитают делать это контактно. Поэтому, как только торговые центры стали открываться, они моментально заполнились людьми.
Виртуальная реальность все чаще используется и в области онлайн-просмотра кинофильмов, различных подкастах, блогах, каналах. Неизвестно, насколько эта тенденция сохранится сейчас — возможно, кино вернется обратно в залы, но есть шанс, что многие блогеры и авторы успели заинтересовать свою аудиторию и смогут удерживать их внимание и дальше, составляя конкуренцию кинотеатрам.
Изменение формата занятости
Увы, режим самоизоляции привел к тому, что многие потеряли зарплату на время или работу в целом. Сейчас таким людям придется заниматься вопросами трудоустройства, искать временные или постоянные, основные или дополнительные варианты заработка. Это ведет ко временному снижению их покупательской способности.
Те сотрудники, которых сокращения и отправки в неоплачиваемые отпуска не коснулись и которые работали на самоизоляции в режиме онлайн, в нем могут продолжить работать и далее. Многие компании увидели в таком формате много плюсов и решили продлить удаленную работу сотрудникам. Это экономит время на дорогу и сборы на работу, и эти освободившиеся часы человек, находясь дома, может провести за предпочитаемой виртуальной деятельностью.
Что делать производителям?
Производителям сейчас важно понять, что происходит с аудиторией, и быстро подстроиться под новые запросы. Важно следующее:
Источник: Состав.ру