Продажи дезинфицирующих средств, витаминов и защитных масок в последние три месяца бьют все рекорды. Еще весной 2020 года люди скупали видеоигры, товары для дома и сада, фильмы и еду. Продажи спортинвентаря, пригодного для занятий фитнесом дома, выросли по сравнению с прошлым годом в семь раз.
Многие спортивные тренеры и блогеры стали публиковать видео с живыми тренировками в социальных сетях. В итоге фитнес-инвентарь сейчас переживает покупательский бум, и многие люди продолжают заниматься спортом дома: они привыкли к этому и нашли массу преимуществ.
А вот модная одежда лежит на складах — потребитель пересматривает ценности и уже менее активно реагирует на акции и сезонные скидки. Одежда для спорта и домашняя одежда — очевидные лидеры весны. А вот туризм, сервисы по бронированию,
авиаперевозки, свадебные салоны, бутики деловой моды, магазины сумок и фотокамер — шопинг-аутсайдеры.
Дом снова стал местом, которое объединяет. Где готовят еду и обсуждают фильмы, учат и воспитывают детей, беседуют с коллегами по видеосвязи, решают жизненно важные задачи. Занимаются спортом, наконец. Поэтому актуальными становятся те товары и услуги, которые пригодится человеку дома и которые можно получить, не покидая его.
Согласно исследованиям, проведенным маркетологами США, почти 75% потребителей уже готовы отказаться от посещения торговых центров и супермаркетов в будущем, если ситуация не улучшится.
Тренды потребительского поведения
Массовые тренды — это новые покупательские и бытовые привычки потребителей. Например, бесконтактные платежи захватили две трети рынка. 68% европейцев, согласно соцопросам, считают их «нужными». В необходимость телемедицины верит уже 90% населения Европы.
Многие не мыслят и часа без телефона в руках. Рост мобильного трафика очевиден — люди продолжают жаловаться на сбои с работой интернета из-за перегруза: почти 80% потребителей, принявших участие в последних маркетинговых исследованиях (апрель — май 2020 года), проводят значительное время в сети — от двух до восьми часов в день.
Это значит, что потребителю нужны новые услуги, а бизнесу — новая психология продаж. Эксперты агентства Buzzfactory говорят о рационализации покупательского поведения как тренде 2020 года.
Например, люди стали стремиться покупать товары дешевле. Это значит, что бренды премиум-сегмента могут столкнуться с еще большим падением продаж после кризиса COVID-19. Дистрибьюторы массмаркета, наоборот, могут выиграть, если выстроят правильную стратегию позиционирования при данных «цена / качество».
Стоит отметить еще одну тенденцию — рост потребительского интереса к товарам местных производителей. Объяснений тому несколько: с одной стороны, местные бренды с некоторых пор воспринимаются нами как более качественные (маркетологи ожидают, что продажи товаров с лейблом «сделано в Китае» значительно снизятся к концу 2020 года). С другой стороны, люди подсознательно стремятся помочь местным бизнес-сообществам и малому бизнесу региона — в условиях экономики стресса формируется экономический «ближний круг».
Наконец, очистка и дезинфекция стали важной частью повседневной жизни. Ожидается появление новых брендов и новых привычек чистоты, на которые потребители станут тратить деньги.
Экономические сдвиги первого полугодия вынесли на первые позиции цифровые сервисы разных форматов. Если потребители по-прежнему будут стремиться избегать общественных мест, то они, очевидно, будут чаще выбирать онлайн-банкинг, телемедицину или виртуальное здравоохранение, онлайн-коучинг, онлайн-фитнес и так далее.
По прогнозам, продавцы традиционных офлайн-услуг станут искать возможности, как удовлетворить своего потребителя на дому. Парикмахерские услуги, маникюр, массаж, шеф-кухня — все эти сферы могут отказаться от офиса и приехать к клиенту на дом. Впереди еще осень — именно тогда прогнозируется вторая волна заболеваемости. Хотя и с завершением первой еще не все понятно.