Источник: flacon-magazine.com
Автор: Анна Саакян
В период пандемии из всего салонного сегмента больше всех пострадал рынок маникюра — по официальной статистике Ассоциации предпринимателей индустрии красоты (АПИК), по стране он упал в среднем на 30%.
А вот за последний год нейл-салоны не только не просели, но, как уверяют владельцы и управляющие, сегмент даже подрос — несмотря на уход и подорожание многих известных брендов лаков для ногтей и средств ухода за руками и ногами. Поговорили об этом с основателями крупных сетей маникюрных салонов, основателями брендов лаков и слайдеров, организаторами профессиональных конкурсов и конечно же с самими нейл-мастерами.
А ногти правда растут
«Самым серьезным шоком для бьюти-индустрии был 2020 год. Из-за эпидемии коронавируса и карантинных мер закрылись около 10% студий и салонов красоты. А это очень большое число. А вот 2022 год порадовал оборотами: в среднем по рынку и по нашим студиям в частности он вырос на 30%.
Думаю, так произошло, потому что перераспределились клиенты закрывшихся заведений», — рассказывает Виталий Молчалин, основатель и владелец студий маникюра Pink Lemon в Москве.
Подобную динамику наблюдает и Антон Дерконос, управляющий партнер сети «Пальчики», сейчас в ней 72 салона, несколько новых появились в прошлом году. По его словам, в прошлом году в марте–сентябре был период спада.
«Говорить, что гости стали ходить реже, также не приходится. Миссия нашей сети была изначально нацелена на формирование культуры регулярного ухода за ногтями. Мы понимаем, что наша целевая аудитория — люди, для которых ухоженные ногти не дань моде, а гигиеническая процедура, такая же необходимая, как ежедневная чистка зубов», — говорит Антон.
Но он отмечает, что ситуация не такая радужная для небольших салонов: «Сильные салоны продолжают развиваться, но рынок высвобождается из-за закрытия других салонов». Почему они прекращают работу? Иногда причина — это некорректное управление. Иногда речь о салонах-одиночках, находившихся на грани точки безубыточности.
Возможно, для многих маникюр — более простой способ снять стресс, чем поход к психологу. Вслед за Виталием Молчалиным подтверждает, что клиенты стали чаще ходить на маникюр, и звездный мастер Ольга Анкаева (это она отвечала за идеальное нюдовое покрытие большинства ювелирных съемок для глянца). В любое время женщина найдет, где сэкономить, но она сделает маникюр, педикюр или укладку.
Все чаще на маникюр приходят парами — и не с подругой, а с мужем или партнером, мужчины даже записываются сами. «Да, в салонах вырос спрос на мужской маникюр. С прошлого года мы даже начали выпускать специальные дизайны слайдеров для ногтей, учитывая запросы этой аудитории», — рассказывает Анна Фальчикова, создатель бренда Eclipse, владелица Eclipse Nail Lab.
Кто ушел, кто остался
Вопрос, чем теперь делать маникюр, тоже больше волновал владельцев нейл-салонов и мастеров в пандемию, а не весной 2022 года. Тогда в среднем цены на лаки и материалы выросли на 20–30%. «2020 и 2021 годы были шоком для нейл-индустрии — из-за возросших расходов.
Например, в пиковые моменты цена упаковки одноразовых перчаток вырастала с 250 рублей до 1500. Потом ситуация нормализовалась. Но рост цен на расходники продолжается. В 2022 году на 30% выросли в цене все гель-лаки», — делится Виталий Молчалин.
При этом средняя цена маникюра осталась прежней — или подросла, но не так значительно. Спасибо стокам и постоянному поиску альтернатив — владельцы салонов понимают, что без них не выжить. «Мы всегда находимся в постоянном поиске новых брендов и продуктов.
На стоках сейчас достаточно запасов продукции, которые даже при нарушениях логистики позволят нам бесперебойно работать в течение длительного времени», — говорит Антон Дерконос.
Он отмечает, что для сети на равных рассматривает зарубежные и российские бренды, приоритет — это вопрос качества. А чтобы его подтвердить и завести продукт в сеть, его тестируют технологи в учебном центре. Причем это длительное тестирование.
Спустя год на вопрос, много ли брендов ушло, большинство владельцев пожимают плечами. Зачем думать о том, чего нет, если работать нужно здесь и сейчас. А новые бренды появляются постоянно.
«Профессиональные ногтевые бренды OPI и CND официально ушли с российского рынка. Какое-то время массово появлялись китайские гель-лаки. Их главный минус — небезопасность и отсутствие стандартов качества.
Салоны, которые заботятся о клиентах и качестве услуг, не готовы к экспериментам на качестве и клиентах, тем более что на рынке есть много достойных альтернатив, среди которых и отечественные», — рассказывает Екатерина Муранова, ведущий технолог сети студий маникюра и педикюра 4hands.
Их первый салон был открыт в Новосибирске в 2011 году, сейчас по стране их больше 150, а оборот сети в 2022 году составил более 1 млрд руб. Она приводит примеры: в России остался всеми любимый канадский бренд Luxio, который ценят не только за гель-лаки, но и за укрепляющие базы и самовыравнивающиеся топы, корейский бренд Bandi, идущий в сторону безопасных экологичных формул.
Впрочем, далеко не все китайские гель-лаки одинаковы и плохи (в 4hands для креативного маникюра используют флуоресцентные лаки Bozlin). Да и без китайских ингредиентов не появились бы многие российские бренды лаков.
В салонах Pink Lemon, которые позиционируются как доступный люкс, вам принесут палитры и от корейского бренда Bandi, и от российского RockNail, и от китайского Uno. Просто, к сожалению, первыми в России появились гель-лаки из Китая низкого качества, которые сильно подпортили репутацию в целом.
Елена Шанская, бьюти-коуч, организатор и модератор конгрессов, форумов и чемпионатов, автор проекта Golden Nail Group by Elena Shanskaya (ее еще называют «мамой» нейл-индустрии), называет ситуацию последнего времени «эпидемией мини-брендов».
«Недавно я проверяла рекламную рассылку и обнаружила 200 новых названий. Непонятно, что за это за компании, они растут как грибы после дождя», — говорит Елена, отмечая, что в том числе на наш рынок заходят с очень качественными гель-лаками бренды из Казахстана, Mia и Laro.
Сети «Пальчики» из-за перебоев с поставками пришлось поменять партнера для услуги спа-ухода. Теперь его делают с применением косметики Caudalie. Средства для домашнего ухода салоны выпускают уже и под своими брендами, производя их на контрактных производствах.
Так, в 4hands уже появилась собственная линейка средств: кремы, масла, скрабы и гель-лаки. В «Пальчиках» в зоне администраторов вы найдете и масло для кутикулы, и английскую соль для ванн с магнием «Пальчики», и патчи для глаз от Faceology — обе сети являются единым проектом.
А что c российскими лаками?
Производить лаки для ногтей и средства для маникюра в России активно начали минимум пять лет назад. Было бы странно, если бы наши мастера, которые прославили на весь мир «русский маникюр», не создавали собственные бренды.
«Рынок нейл-индустрии в России в целом всегда был довольно насыщен. Есть производства и в Москве, и за ее пределами. Ключевой тренд — наших гель-лаков появляется все больше (при этом без явных фаворитов), а вот в сегменте обычных лаков новых игроков нет», — отмечает Антон Дерконос. И подчеркивает, что часто ингредиенты, которые используют при производстве покрытий, поставляют из-за рубежа.
Елена Шанская считает, что события последнего года заставили мастеров пересмотреть свое отношение к российским производителям лаков. Она перечисляет бренды, которые на пике, — это Biotech (BSG), Monami Professional, Seven Tones, Irisk Professional, Nika Nagel. С последним активно работают в 4hands.
«Nika Nagel расставил правильные акценты на качество и простоту использования материалов. В линейке самовыравнивающиеся текстуры, насыщенные пигментированные лаки, трендовые оттенки, продукты для комфортного и быстрого моделирования», — говорит Екатерина Муранова. Упоминает она и бренд для моделирования, дизайна и покрытия ногтей из Ростова-на-Дону Emi.
«Сегодня едва ли не каждый нейл-инструктор в России запускает свою линейку продукции, можно сказать, что в России стало больше производителей лаков для ногтей. Для нас приоритетными остаются качество материалов и доступность для мастеров разных уровней подготовки.
Поэтому мы не просто производим косметику для ногтей, но и помогаем упростить работу мастеров, сократить потраченное время и расход материалов. В ближайшее время мы выпустим коллекцию высокопигментированных гель-лаков, которые наносятся в один слой и держатся до следующей коррекции», — отмечает Анна Фальчикова, ее производству в России уже восемь лет.
Ольга Анкаева, хотя и понервничала по поводу ухода нескольких привычных брендов, теперь активно хвалит наших производителей: «Появляются новые бренды, молодые, перспективные, классные. Бренды, которые уже давно на рынке, расширяют продуктовые линейки, поэтому мастера не страдают от отсутствия продукции.
Компания Domix с 1998 года производит средства ухода для мастеров маникюра и педикюра и лаки для ногтей без формальдегидов. 4Blanc делают оборудование для специалистов, вытяжки, осветительные приборы. У Vabraziv лучшие пилочки на российском рынке.
У Eclipse — гель-лаки и слайдеры для дизайна на любой вкус. Dr. Aleks — один из крупнейших производителей косметики и оборудования, на одном из их аппаратов маникюр разным людям делали 24 часа. Отличное качество у двух брендов гель-лаков из Самары — 7Tones и Albi».
Что с дизайном?
Если посмотреть по числу просмотров видео и текстов на сайтах и в соцсетях, нейл-арт в стиле 1990-х бьет рекорды. Автор этой статьи, как и любой бьюти-редактор, хоть чуть-чуть поработавший в диджитал, знает, как девушки любят залипать на ноготочках. Видео от известных и не очень мастеров отлично поднимают трафик.
На сайтах — да, арт работает, а вот в салонах не всегда. В «Пальчиках» запрос на дизайн ногтей не превышает 15%. А вот клиенты Pink Lemon совсем не прочь сделать креатив на ногтях. «Френч, зеркальные втирки, отражающие покрытия, животные принты: зебра, тигр, леопард — это то, за чем чаще всего обращается наша аудитория.
Клиенты 20–27 лет часто выбирают абсолютно сумасшедший дизайн и безумные решения. Частым запросом стали матовые покрытия, наращивание длинных ногтей, дизайн омбре, этнические рисунки», — рассказывает Виталий Молчалин. Нейл-арт любят и клиенты 4hands, но в более легкой версии.
«Места многосложным рисункам, „лепнине“ на ногтях не осталось. А втирки, деликатные блестки и стразы уверенно держатся в топе востребованных дизайнов. В этом сезоне особенно популярны светоотражающие лаки и топы, магнитные лаки с эффектом „кошачий глаз“, оттенки золота и металлика, 3D-дизайн. Девушки до 25–30 часто приходят с запросом на экстремальную длину», — отмечает Екатерина Муранова.
По ее словам, по-прежнему востребовано наращивание, которое вернулось к нам в новом прочтении. Популярные десять лет назад техники наращивания акрилом или гелем на нижние формы остались в прошлом. Сейчас активно используется более простая техника — гелевые типсы. Это некий привет из 2010-х, более безопасно, быстро и аккуратно. Но большинство клиентов остаются верны классике — естественные короткие ногти мягкой квадратной формы.
«Современные тренды в нейл-дизайне бывают настолько разными, что иногда даже мне, хотя моя компания одна из крупнейших производителей слайдеров для ногтей, они кажутся абсурдными. Дизайн ногтей — это не всегда что-то яркое, броское и вызывающее. Иногда достаточно добавить всего лишь один небольшой акцент, и маникюр становится более интересным и оригинальным», — отмечает Анна Фальчикова.
Цвета и пилки
При всем богатстве выбора оттенков большинство клиенток по-прежнему выбирают красный или нюд. «Неизменно лидируют красные оттенки, но каждый сезон добавляет вариации. Например, этой весной в лидерах оказался кобальтовый синий», — описывает вкусы и запросы клиентов Антон Дерконос.
Среди других популярных оттенков — деликатный хаки с желтым подтоном, свежий и весенний. Балетный розовый — очень девичий и романтичный нежный розовый цвет с перламутром. Шоколадный от насыщенного коричневого до молочно-бежевого, который отлично сочетается с нюдом.
«Самые популярные оттенки в покрытии — все вариации нюда, — говорит Виталий Молчалин. — А последние два года востребованы светоотражающие покрытия. Конечно, в нашей индустрии существует и сезонность: зима — это более темные цвета, лето — пастельные и светлые».
Ольга Анкаева хоть и соглашается, что красный — самый популярный цвет маникюра, и обещает, что красный текущего весенне-летнего сезона — это фуксия, но любовь ее жизни — нюд. Причина проста: Ольга много работает на съемках рекламы косметики и ювелирных украшений, когда ногти должны быть идеально ухоженными, но не отвлекать от главного объекта.
Но какой в итоге маникюр в 2023 году предпочитают чаще всего? «Одной из самых востребованных услуг у нас являются комплексы, когда два мастера одновременно выполняют услуги маникюра и педикюра.
Если говорить непосредственно о маникюре, то 60% гостей выполняют маникюр с гель-лаком, а 40% предпочитают обычный лак. 70% предпочитают классический обрезной маникюр, а остальные выбирают аппаратный или комбинированный. Если говорить про наращивание искусственных ногтей, то процент тех, кто его выполняет в салонах «Пальчики», не больше трех», — рассказывает Антон Дерконос.
В Pink Lemon, по словам Виталия Молчалина, набирает популярность пилочный маникюр — когда в процессе не обрезается кутикула и все делается только одноразовой пилкой. Его основное отличие в том, что мастер не использует вообще никакие режущие инструменты. Эковариант, который исключает порезы, попадание инфекции. На втором места — классика, аппаратный маникюр.
А что же завтра? Читайте по ссылке.