С 1 апреля стартовал прием заявок в первые классы. По предварительным данным, в этом году впервые переступят школьный порог порядка 16,5 тысяч детей. Как правильно готовиться к школе, поделилась Мария Лавицкая, победитель номинации лучший педагог-психолог конкурса профессионального мастерства «Учитель года-2022». Обычно будущих первоклассников учат читать, считать и писать. Однако специалисты считают, что в первую очередь внимание нужно уделить игровой деятельности и социальным навыкам ребенка.
Психологи выделяют 4 уровня школьной готовности: физиологический, когнитивный, мотивационный и социальный. На физиологическом учитывают умение будущего первоклассника длительное время спокойно сидеть и правильно держать вилку и ложку. Если будущий первоклассник не может усидеть на месте 20 минут или не умеет самостоятельно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, то он пока еще не достиг физиологической готовности. Игры помогут исправить эти недочеты. Например, играя в прятки, дети учатся удерживать определенное положение длительное время. Для развития моторики полезна езда на двухколесном велосипеде. Уместны и любые игры на развитие мелкой моторики, начиная от построения башни в песочнице до настольных игр.
Когнитивный уровень школьной готовности предполагает развитие внимания, памяти и мышления.
«Есть ряд простых и доступных игр, которые помогут развивать когнитивную сферу. Хорошо помогут игры с различными лабиринтами, созданием объемных аппликаций, задания по типу «найди отличия», игры «Магазин», «Повтори за мной», «Запомни, что вокруг», «Придуманные слова». Есть отличные картинки из серии «Что сначала, что потом» и «Что будет, если», где ребенок раскладывает карточки, рассуждает и экспериментирует. Во время таких занятий расширяются знания об окружающем мире, и совершенствуется речь», - отметила психолог Мария Лавицкая
Мотивационный уровень предполагает смену игровых мотивов на учебные. До начала учебного года важно, чтобы ребенок представлял себя школьником и понимал, что с новым статусом появятся и новые обязанности. Просите детей убирать свои игрушки, аккуратно раскладывать по ячейкам детали конструктора, приводить в порядок свою обувь. Выполняя такие несложные задания, дети учатся ответственности и аккуратности. Укрепить позицию школьника поможет и внешняя атрибутика – школьная форма, покупка дневника и канцелярии, организация рабочего пространства.
Так как первоклассникам придется выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, важно повышать уровень социальной готовности ребенка. Для лучшей адаптации можно посещать занятия в «Дошколенке», где дети познакомятся со школой, учителями, новыми друзьями.
Еще один важный совет, заранее приучать ребенка к новому режиму. В августе нужно начать планировать время сна и пробуждения так, чтобы оставалось время и на деятельность, и на отдых.
Отметим, что каждом детском саду работает специалист, который проводит диагностику школьной готовности. Если исходных навыков у ребенка недостаточно, родители могут обратиться в Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» за консультацией.
Администрация города Красноярска